Блог

Свобода (эмоциональный очерк)

Ты начинаешь просыпаться, сквозь дрёму слышишь, как дождь барабанит по гулким поверхностям, и вспоминаешь – тебе никуда не надо идти, ты никому ничего не должен.

сон, пробуждение, покой, дождь, рассвет, морфей

За окном серая, наполненная сыростью мгла. Мерный шелест капель напоминает тебе: спать, спать, спать. Там мокро и сыро, а здесь тепло и сухо. Мягкое одеялко и удобная подушка – как составные уютного постельного гнезда. Оплот комфортного покоя.

3922913_large
Или за окном проступают рассветные солнечные лучи, и вместе с ними пробуждается деревенская природа, смешав звуки подворья с кудахтаньем кур, писком сбившихся для тепла в тесную стайку маленьких жёлтеньких птенчиков, мычанием выгоняемых на пастбище коров, довольным хрюканьем и повизгиванием возящихся во дворе свиней. И звуки леса, в которых преобладает пение птиц с фоном из низкого жужжания насекомых: пчёл, шмелей, оводов, мух, жуков, ос. Где из общего хоровода периодически выбивается соло подлетевшей к тебе мухи или комара. Дирижёром этого многоголосого коллектива выступает солнечный свет, когда первые лучи заставляют пробуждаться одинокие голоса, а потоки солнечного света питают энергией целые оркестры участников круговорота под названием жизнь.

Состояние между сном и бодрствованием – это особый режим мозга, когда какая-то часть, проснувшись, по необходимости, может пробудить остальную часть, а может и опять погрузиться в сон. О, эти мгновения осознанного удовольствия погружения в покой и мир фантастических преобразований, под шум дождя или под звуки пробуждающейся природы. И опять, засыпая, ты знаешь: через час или полтора, ты проснёшься отдохнувшим, выспавшимся, полным сил и энергии, или мозг, зацепившись за какую-то «безумно важную» мелочь, вытащит тебя из объятий морфея. И тогда, возможно, тебя ожидает «чудесный» день с «необычайно прекрасными» ощущениями опустошения и усталости?

Галлюцинация (зарисовка)

wallpapers_71485Видение галлюцинаций – это повод обратиться к специалисту соответствующего профиля. И, наверное, это обусловлено тем, что эти процессы, являясь составной частью болезненного состояния, как правило, вызывают негативные эмоции. 

А представьте, как бы было здорово, если бы галлюцинации приносили пользу, положительные эмоции и были элементом нашей культуры.

Например, сидите вы, готовитесь к экзамену, а маленький зелёный человечек с копытцами и раздвоенным язычком, сосредоточенно хмурясь и гримасничая, подсказывает вам правильные ответы. Ну и неправильные тоже, он же не всезнающий.

Или, одиноко вам, и не с кем пойти поужинать, а тут вам розовый бегемотик, находясь напротив вас, пахнущий клубникой, умильно плямкая, уплетает еду, (хотя тут же возникает вопрос: еда – это массовая галлюцинация (ваша и бегемотика), или только ваша, или только его?), периодически прерываясь для высказывания витиеватых комплиментов или признаний в любви.

А мерцающие тёплым светом, согревающие в постели, навевающие чудесный крепкий сон своими нежными песенками свиноэльфы. Тяжело улетающие утром, с жужжанием, в закрытое окно. На своих серебристых крылышках.

Ну а о существах, вносящих в секс фантастическое удовольствие, мы, пока, деликатно умолчим…

Меркантильность (эмоциональная зарисовка)

meduza_gorgona_2– Дорогая, я люблю тебя.

– Что ты сказал? – На её красивом, но слишком уверенном для женщины лице появилась гримаса брезгливого превосходства. Наверное, с такими интонациями в средние века разговаривали представители знати с простолюдинами.

– Я люблю тебя, – он постарался придать своему голосу уверенности.

– Не заговаривай мне зубы, где деньги? – Гримаса превосходства начала быстро сменяться гневом. Была слышна подступающая к её горлу ярость. Он всегда боялся этих переходов, знал что нельзя показывать страх, знал что будет хуже, но ничего не мог с собой поделать.

– Дорогая, но я хочу рассказать тебе о своих чувствах… – Его голос уже заметно дрожал.

– Засунь себе эти чувства в задницу и не засирай мне мозги, я хочу знать, где мои деньги ублюдина? – В её голосе отчётливо проявлялись визгливые нотки, как предвестник неизбежной бури.

– Но, ты же говорила… – Он с ужасом слышал свой блеющий, заплетающийся голос.

– Заткни хайло, мразь, я тебе говорила – будут деньги, будет взаимопонимание, будут ласки. И не хера здесь соплями по полу растекаться. Пошёл воооон, и без денег не возвращайся. – Она практически перешла на визг, некогда красивое лицо пошло пятнами, желваки угрожающе играли, и страшные, от гнева на выкате глаза прожигали, пригвождая его к полу.

На его лице был уже неприкрытый испуг, рука интуитивно слегка поднялась вверх как для защиты. Как же он ненавидел себя в такие моменты, ненавидел и презирал. «Тряпка, трус, ничтожество», – проговаривал он про себя, пытаясь возникшей эмоцией вырваться из этой ловушки, представляя, как он, бросив её, уйдёт в другую жизнь – без постоянных унижений, самоедства, ощущения постоянно висящей угрозы. Но запал проходил, и он, мысленно проживая другую жизнь, с ужасом понимал что без неё ещё хуже, чем с ней. БЕЗ НЕЁ ПЛОХО, БЕЗ НЕЁ СТРАШНО, БЕЗ НЕЁ НЕВЫНОСИМО…

Пляж (эмоциональная зарисовка)

work&beachДуновение ветерка принесло облегчение. Поиграв в волосах, он убаюкивающе нежно прокатился по лежащему в знойной тени  телу. Моему многострадальному, но, в то же время, любимому телу. Какое-никакое, а оно всё-таки моё, и другого у меня нет и, скорее всего, не будет. Как хорошо: сочетание ветра с шелестом набегающих волн океана, криками парящих над водой птиц, и пробивающимся сквозь кроны растений и полузакрытые веки, ярким солнцем. Лень, взращённая под воздействием всех этих факторов, превращая тело в полурасплавленную, растекающуюся по по поверхности, дремлющую массу, растворилась вокруг. И чем дальше, тем сильнее сливаюсь с окружающим миром, становлюсь частью ветра, раскалённого песка, знойного воздуха, треска насекомых и необьятного по обьёму, цвету и покою океана.
 
toxel– Через час жду вас в переговорной, с отчётом, – сквозь шумы окружающего счастья пробился, вызывающий трепет и диссонанс голос руководителя. Выдернув меня мгновенным смешением образов, шумов, запахов и забросив через пространство и время в другое измерение. Вентилятор с натугой разгоняющий спёртый воздух, стулья и столы, стоящие в каком-то бескомпромисном порядке, лоснящиеся от проступившей влаги, опостылевшиеся лица коллег, гул компьютеров, выбрасывающих из своих недр наполненный запахом перегретых оболочек проводов горячий воздух. И стрелка часов, как будто издеваясь, старательно продлевая мои мучения, практически остановила своё движение.

Перегрузка

Собственно, думать было уже не о чем. Одни и те же мысли вращались по кругу, ударяясь о стенки внутреннего пространства головы. Выхода не было. Колосcальный убыток в результате курсовых разниц по предприятию рисовал смутное и тревожное будущее. Судебные процессы, распад семьи, нищенское существование – все эти образы наполняли желудок липкой тревогой, переходящей  в тошноту ближе к основанию языка. Отяжелевшая от постоянной работы вхолостую голова воспринимала окружающий мир как будто из аквариума. И в этот аквариум сквозь шум улицы начала пробиваться какая-то речь:
– Парень ты хороший. Много ты для людей делаешь, мало обратно возвращается.

gipsyЦыганка. Я оглянулся. Да, действительно – цветастое платье, шерстяной платок, неопределённый возраст от 50 и в бесконечность:
– Дай, бабушке, на хлеб.

Пока я соображал тугой головой, она оказалась возле меня:
– Хочешь, погадаю, правду тебе расскажу, ничего не утаю, денег с тебя не возьму?

Тугая голова начала давать телу указание уходить прочь.

– Парень ты хороший, только в бизнесе тебе не везёт.

Стоп. Да ведь это про меня!

– Хочешь, я назову тебе имя мужчины, от которого идет опасность, – продолжала вещать цыганка.

В голове пошёл быстрый перебор возможных источников зла. Партнёр,ну конечно же, он. Его решения и действия за последний период завели нас в этот кошмар. Да и верить я ему давно уже перестал. Давно бы уже прекратил взаимоотношения, да боялся сделать хуже. А вдруг поможет?

Я поднял глаза на цыганку, одновременно сделав движение навстречу.
– Деньги вынь и сожми в кулак, чтоб счастье тебе было, а я молитву прочту.

Рука потянулась к карману и достала сторублёвую купюру.
– Мелочь к слезам, к горю, – послышалось из-за спины справа, – крупные деньги возьми, не обманем.
И я, краем глаза, увидел ещё подошедшую цыганку. Дальнейший процесс сознание отслеживало эпизодически. Они говорили одновременно, перегружая и без того тугую голову: требуя, уговаривая, предрекая, угрожая, умоляя, монотонно коверкая слова. Я передавал купюры для необходимого обряда в обмен на выдранный у меня волос, который нельзя оставлять у чужих людей, потому что «горе будет», и так далее, и тому подобное…

Очнулся я, когда цыганки с моими купюрами, уже втроём, отошли метров на пятьдесят. Ощущение досады резко оборвало состояние оцепенения. Я бросился вдогонку и, быстро нагнав, попытался схватить одну из уходивших. С разных сторон раздались крики: «Не тронь её, плохо тебе будет, горе на себя навлечёшь!» Привлечённые шумом, на нас начали оглядываться люди. Понимание, как я буду выглядеть в глазах этих людей, выкручивая руки пожилой женщине, заставило остановиться и прекратить преследование.

На всякого мудреца…

Непосредственность и опосредованность

artlessness&vice_versa– Девочка, девооочка, ну дееееевочка… – Малыш 3-4 лет всячески старался привлечь внимание сидевшей к нему спиной, игравшей с чем-то в траве, девчушки, такого же возраста, со смешными косичками. Он размахивал руками, и, поскольку громкость его голоса уже была максимальной, пытался привлечь внимание изменением длительности звучания гласных в середине и в конце слова.
– Девочкаааа…

Наконец она оглянулась и обратила на него внимание. Встретившись с ней глазами и не ощутив встречной агрессии, мальчик начал движение навстречу:
– Девочка как тебя зовут?
– Даша.
– А меня зовут Гриша, мне 4 года, – он уже устраивался рядом с ней, оглядывая её и то, чем она занималась. – А что ты делаешь?
– Играю.
– Во что ты играешь?
– Строю домик.
– Давай дружить?
– Давай.

И они ВМЕСТЕ занялись одним делом, оживлённо болтая, привнося свои фантазии в процесс игры.
ПРОШЛО ЛЕТ 10-15.

ОН (про себя):  Прикольные ямочки у неё на щеках, заразительный смех , и, когда она разговаривая со своими подругами случайно скользит по мне взглядом, внутри всё обрывается, ощущение, как перед падением в пустоту. Какая красивая девочка, кожа гладкая и чуть-чуть пушистая, как кожура абрикоса. И одета стильно. Как бы мне хотелось подружиться с ней.

ОНА (про себя): Давно наблюдаю, как он смотрит на меня, я ему явно нравлюсь. Когда я ощущаю на себе его взгляд, что-то меняется во мне, наполняя энергией, позволяя, как на сцене, быть яркой, остроумной, органичной. И у меня всё получается, как движения в танце, когда чувствуешь как на тебя смотрит тот, чей взгляд тебе нужен. Было бы интересно, если бы он познакомился со мной.

ОН (про себя): Было бы здорово находиться рядом с ней. Часто фантазирую, как мы вместе гуляем, смеёмся, ходим в кино, едим мороженное, особое удовольствие представлять, как я её спасаю от чего-то или кого-то, или помогаю чем-то. Чувствую восхищение в её глазах, словах, поступках. Сладкое томление. Но, когда хочу подойти к ней и заговорить с ней, что-то меня останавливает. И это «что-то» – как стена. А вдруг, в таком состоянии я не смогу ничего сказать, а она начнёт смеяться надо мной, и вместе с ней – её подруги, и я стану всеобщим чмошным посмешищем. Или просто буду молчать, а она спросит: «Что тебе нужно»? А я не смогу ответить, и буду стоять, как истукан,  сгорая от стыда. Или она отвергнет меня, и я, как дурак, как побитый пёс, побреду прочь от неё, опять же под глумливые улыбки окружающих. Нет уж, лучше пусть случится как-нибудь всё само собой. Как говорят «Всему своё время». Фуу.. как гора с плеч.

ОНА (про себя): А он довольно симпатичный. Мы бы с ним хорошо смотрелись вместе. Подруги будут в ауте, если такое случиться. Хотя, давно уже пора встречаться с мальчиками. Но первым должен подойти он. Он же мальчик, а я девочка. Да и стыдно навязывать себя. Что я, на помойке себя нашла? И вообще, не подойдёт он, подойдёт другой.

А СЧАСТЬЕ БЫЛО ОЧЕНЬ БЛИЗКО.

Вера

вера, луч света, все получится, все будет хорошоТак необходима каждому из нас. Важно верить, что всё будет хорошо, что вот-вот всё получится, или вот-вот всё закончится, тучи разойдутся, тьма отступит, на душе станет легко и спокойно, и, может быть, пробьётся лучик света, который наполнит нашу душу теплом и счастьем.

Кто-то ещё называет эти процессы иллюзиями или самообманом.

Как правило, дефицит веры растёт с годами. Ближе к завершающей фазе его показатели достигают максимума. В юности верить проще. Это – как дышать. Всё ещё впереди, простор открыт, и, даже если окружение находится в плачевном состоянии, потенциальная возможность есть, время есть, ВСЁ МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ. С годами испытывать иллюзии сложнее. Сложно верить, что тебе уже за …, но ты ещё можешь сделать карьеру, или стать известным писателем, художником, поэтом…  Или стать богатым, или родить ребёнка, или найти близкого тебе человека, или стать свободным, или счастливым.

Человеку, который не верит во что-то важное для него, сложно жить. Топливо для движения. Кто-то верит в верность своих своих друзей, или своей семьи, в любовь свих детей, в важность свей работы, в свою красоту, неповторимость.

Когда человеку совсем плохо живётся, про него говорят «цепляется» за что-то, если это «что-то» не позволяет скатиться в пропасть уныния, бессмысленности, безнадёжности. Наверное, с точки зрения «реального» взгляда на мир, это глупо – не замечать очевидных статистических выкладок,  сравнений, прогнозов. Нужно смириться, перестать тратить силы, остановиться, замереть. Может быть это «разумно», может. Хотя, может быть в наших усилиях есть какой-то смысл, и у нас есть предназначение, наши страдания и мучения для чего-то важны и нужны? Или, отбросив сантименты, верить только в то, что можно пощупать или измерить – силу, ресурсы, результат?

Зрелость или зависимое поведение?

Мамы папы, будущие мамы и папы, а так же их родители, а так же и их родители.

зависимое поведение, принятие решения, подготовка к жизни

Поговорим немного о «зависимом поведении». О том феномене, который лежит в основе таких паталогических форм поведения как: алкоголизм, наркомания, игромания. Как же формируются подобные формы поведения, и как они проявляются в жизни?

Конечно, как вы и знаете,  бóльшая часть формируется в детстве, при непосредственном участии наших родных и близких. Именно они (или уже вы, в свою очередь) являются источником формирования. Ребёнок растёт, и наша задача его оградить и научить.

С «оградить» более или менее всё понятно, как это делать: когда он голоден – кормить, когда болен – лечить, когда холодно – одеть, когда ветрено – закутать, когда нужно поступать в ВУЗ – заплатить взятку, когда наступит время призыва – отмазать, ухажёров (если это девочка) – спустить с лестницы, открыв ребёнку глаза на их неполноценность, избранниц – очернить.

Понятный алгоритм: возникшую опасность необходимо ликвидировать. И это часто идёт вразрез с «научить». Те, кто когда нибудь руководил людьми, сразу меня поймут. Тактически проще делать работу самому, свою и за … – и быстрее и лучше. Правда, до какого-то объёма. Объём задач растёт, ты уже не справляешься, подчинённые к самостоятельной работе не привыкли, ответственность в условиях цейтнота не передашь, да и некому. В общем, спасает то, что в сутках 24 часа, и спать можно не каждую ночь. Работа как-то делается, и подчинённые тоже как-то функционируют.

«Научить», наверно, неправильное слово. Не научить, а подготовить. Да, наша задача не просто научить, а подготовить ребёнка к сложностям жизни. Мало оградить и решить проблему, необходимо дать возможность поучаствовать в ликвидации опасности. И, по мере взросления, наша доля участия уменьшается, а его или её увеличивается. Это в идеале.

independence3А на практике? А на практике мы поступаем как проще, делая упор на внешюю часть, забывая о внутренней (уровень подготовки ребёнка), тем самым формируя зависимое поведение и закрепляя его многократным повторением в сходных ситуациях. Ребёнок как бы живёт в искуственных условиях. Нет ощущения ограничивающей опасности. Ведь все опасности волшебным образом снимаются. С одной стороны. А с другой, все решения принимаются родными (авторитаризм, гиперопека). С одной стороны – жизнь без тормозов, с другой – привычка опираться на чужие решения. Ребенок привыкает жить чужой жизнью.

Такое заметно когда юноша или девушка необходимость своего обучения в ВУЗе объясняют желанием родных, а не собственным желанием с помощью данного процесса решить свои проблемы (служба в армии) или реализовать мечты (интересная, выгодная работа). Или, когда 30-, 40-, 50-летнего ребёнка приводит уже пожилая мама устраиваться на работу, к врачу.

Конечно, хочется, чтобы у ребёнка всё складывалось удачно: в срок заканчивал школу, не терял годы перед поступлением в хороший ВУЗ, выбрал хорошую партию, а не это «беспородное недоразумение с кучей пороков», и учился на чужих (наших) ошибках. Но, не давая ошибиться, принять собственное, пусть не совсем правильное, решение, мы лишаем подготовку, самого основного – практики, которая, в свою очередь, даёт ощущение реального мира и возможности самостоятельной своей жизни.

Круг «служения»

ministering_circleТеоретически у каждого из нас есть собственное Я, идентичность , самобытность. То, что делает нас единственными и неповторимыми.
Собственно, эта часть есть у каждого и, практически, вопрос в какой пропорции?

Есть требования, которые предъявляет нам общество:
— приходи на работу вовремя,
— работу выполняй в срок,
— ни в чем не опаздывай,

А есть наши стремления, желания, цели.

Идеально, когда общество подчиняешь себе; своим задачам, целям (заставляешь служить себе, а не выпадаешь из него).
Нормально – баланс: ты обществу = общество тебе.
И, как бы помягче сформулировать, не очень правильно, когда ты делаешь всё ради общества, обслуживая чужие интересы (акты героизма и самопожертвования оставляем за рамками стандартно текущей жизни).
Вырваться за пределы своего круга «служения» возможно. Но для этого в нужном месте и в нужное время необходимо сбросить оковы предыдущего опыта, и выбрать свой путь.

Хорошо когда есть выбор и своя дорога.

Зарисовка «Время».

Time_PressureВремя – это понятие настолько вросло в нашу жизнь, что мы перестали отделять себя от него. Мы живём в какой-то временной зависимости.

— Не трать время зря.
— Не время,этим заниматься.
— Ты опоздал на целых 5 минут.
— Твоё время ушло/твоё время пришло.
— Время не ждёт.
— Пора ложиться спать (или просыпаться).
— Уже 10 часов — о ужас, я опаздываю!
— Что мне делать, я пришёл намного раньше?
— Какой я молодец, я всё делаю вовремя.

Мы относимся ко времени, как к чему-то, что может оказать реальное влияние на нашу жизнь, забывая о том, что когда-то мы (человечество) его (понятие) и создали. В детстве мы его подгоняем, в надежде, что лучшее впереди. В более зрелом возрасте (если взрослеем мозгами), мы стараемся его удержать, понимая что лучшего впереди нет, и то, что есть – это всё что есть. Какое есть – такое есть, и этого можно лишиться. Хвост начал управлять собакой. А всё потому, что в процессе воспитания в это понятие вложено огромное количество ограничивающих эмоций. Ситуации, связанные со временем сопровождают эмоциональным подкреплением (лишение ценностей, предоставление ценностей, угроза физического насилия).

Кроме этого, в обществе сформирована целая культура отношения к этому понятию, оказывающая влияние на воспитуемого. Например:
— детские сказки-внушалки всех времён и народов: «Сказка о потерянном времени» (время – на время, время – в копилку), «Алиса в зазеркалье», «Чебурашка» (Кто людям помогает тот тратит время зря…);
— пословицы и поговорки: «делу время, потехе час», «день год кормит»;
— а про всевозможные фантастические инсинуации про время писать можно бесконечно.

Вопрос: что общество и близкие люди сделали с вами и кто вы в потоке времени — раб, партнёр или господин?