Установочный семинар «Методы принятия коллективного решения. Мозговой штурм.»

Коллективное обсуждение проблемы или задачи сотрудниками предприятия (отдела на предприятии) является одним из эффективнейших методов выработки решения. Одним из приемов такой работы является

Мозговой штурм

Во время мозгового штурма часто рождаются совершенно неожиданные и полезные предприятию идеи. Но выдвижение и накопление инициатив – это лишь часть процесса коллективного принятия решения. Мероприятие должно проходить по определенной схеме. Необходимо заметить и выделить интересные и полезные предложения как результат.

Очень часто, организаторы мозгового штурма представляют его как стихийное событие: «соберутся все вместе, все выскажут свои идеи, потом будем договариваться». Такой подход возможен, но не ждите от него мгновенных результатов – очень много времени будет уходить на самоорганизацию процесса.

Возможные проблемы на этапе самоорганизации:

  • мероприятие занимает намного больше времени, чем планировалось
  • неправильно сформулирована задача, что сужает возможную область поиска идей
  • не выработаны заранее критерии оценки предложений
  • в процессе обсуждения теряются интересные идеи: часто их предлагают люди умные, но сомневающиеся, неспособные отстаивать свои предложения. Такие идеи могут прозвучать всего лишь однократно, и надо уметь их зафиксировать и вывести на обсуждение
  • процесс проходит неэффективно, из-за того, что один или несколько участников мероприятия занимают на презентацию своих идей большую часть времени, отведенного на мероприятие, не желая слушать других

Как следствие, коллективу не удается придти к общему решению.

Конечно, постепенно группа учится совместной работе. У каждого вырабатываются свои роли. И если за время становления процесса сотрудники и руководство не разочаровываются в применяемой методике, спустя определенный период выработка коллективного решения начнет действовать эффективно. Обратите внимание – рабочего времени, которое могло бы быть потрачено с большей пользой.

К сожалению, часто и до этого не доходит – самоорганизация требует слишком много времени. И мозговой штурм выводится из арсенала менеджеров организации со словами «нам это не подходит».

Почему же, несмотря на то, что многие авторитетные источники рекомендуют мозговой штурм как эффективное средства поиска инициатив, приживается он с трудом?

Факторов несколько:

  • исторический: долгое время в нашей стране коллективное принятие решения было лишь номинальным и не требовало инициативы от рядовых участников собраний
  • отсутствие необходимых знаний: обучение общению и взаимодействию в коллективе, как правило, не входит в учебный план образовательных учреждений, если только не является частью профессиональной подготовки в этой сфере
  • отсутствие практики: образование в нашей стране в большей степени ориентировано на индивидуальную работу (только в последнее время ситуация стала меняться)
  • личностный: не каждый готов к общению и хочет общаться. В одних профессиях таких представителей больше, в других меньше
  • традиционный: «скромность – сестра таланта», «не высовывайся» — высказывания, которые бытуют в обществе. И, часто, сотруднику бывает сложно избавиться от стереотипов, привитых воспитанием.

Как можно изменить ситуацию?

Взаимодействие между людьми, как и любой другой процесс, подчиняется определенным законам. Для коллективного принятия решения законы очень гибкие, но они существуют. В случае, если все участники мозгового штурма знакомы с принципами совместной работы и готовы им следовать, мероприятие может пройти эффективно уже с первого раза, принести полезные инициативы и быть принято в рабочие методики.

Школа общения Без правил предлагает установочный семинар для сотрудников и/или менеджеров предприятия по организации и проведению мероприятия по коллективному принятию решения (включая мозговой штурм).


Программа семинара:

  1. Методы коллективного принятия решения: от простого к сложному
  2. Принципы организации и проведения мозгового штурма
  3. Выборка
  4. Экспертная оценка
  5. Голосование
  6. Взаимодействие в коллективе во время мероприятия

В результате участники обучения участники

  1. Получат знания об этапах процесса
  2. Узнают как вести себя во время мозгового штурма
  3. Поймут как быть услышанными и как слушать других
  4. Научатся всесторонне рассматривать проблему
  5. Будут готовы к компромиссам, принятию чужих идей и совместной выработке решения.

После прохождения семинара, группа будет готова к эффективной работе над коллективной выработкой инициатив.

Оптимальная длительность семинара: 2 часа. При необходимости, можно договорится о проведении семинара за час.

Стоимость обсуждается индивидуально и зависит от длительности и количества участников на семинаре.