Те, кто воспитывался в многодетной семье, или достаточно долго жил в коммунальной квартире, или в хосписе, или в общей палате детского лагеря, или в каком другом месте общежития, быстро прочувствуют тему этой статьи. У таких людей навыки жизни в открытых системах «в крови» или «впитались с молоком матери». Тем же, кто привык к другим условиям жизни, понять будет сложнее. Но, с точки зрения полезности информации, именно им адресована эта статья.
Итак, условно, в процессе адаптации в системах с открытым пространством (офисах open space в том числе), нас будет интересовать три аспекта:
- наше поведение (от этого зависит то, как нас будут воспринимать окружающие),
- наше восприятие (от этого зависит “качество жизни” в офисе)
- наше умение коммуницировать (как минимум, своё личное пространство нужно уметь защищать от внешних факторов, а как максимум, создавать комфортные и полезные комбинации).
Как мы ведём себя (поведение) – это источник приятия или агрессии окружающих. Что же вызывает агрессию или тихую ненависть коллег?
Неряшливость. И это касается как внешнего вида сотрудника, так и состояния рабочего места. Причём важно и как всё это выглядит, и как всё это пахнет. Нет ничего хуже неряшливо одетого, плохо пахнущего соседа (сразу возникают ассоциации с бомжами в общественном транспорте). То же самое с рабочим местом: пыль, грязь, завалы, остатки еды, грязная посуда – далеко не полный список раздражающих факторов.
Звуки. Звуки, как минимум, не должны мешать окружающим. Каким образом мы можем быть источником отвлекающих или раздражающих шумов в месте, где сосредоточенность является одним из важных факторов? Мелодия телефона (оптимально, если у вас вибровызов), голос (разговор по телефону, разговор с другими людьми, даже если они коллеги, и вы разговариваете на рабочие темы), громкий смех.
И наконец, тонкая материя, связанная с умением разделять на общественное и личное. Не рекомендуется поглощать конфеты в одиночестве у себя за столом или под одеялом. Не стоит вламываться в чужое личное пространство с непристойными, бесцеремонными или бестактными формами поведения.
В случаях игнорирования вышесказанного, коллектив начинает защищаться, крайняя форма защиты «тёмная» (армия, лагерь, тюрьма), более цивилизованная – бойкот, или его мягкий вариант – игнорирование.
Гибкое восприятие (умение по разному эмоционально реагировать на одно и то же событие) — бесценное качество, позволяющее выжить в системах с открытым пространством, да и не только в них.
Важно правильно эмоционально интерпретировать те или иные события, исходя из необходимого результата, а не сиюминутной эмоциональной выгоды.
Как правило, приоритетом на работе является получение денег (если, конечно, вы не конструируете космический корабль нового поколения или каким либо другим способом не пытаетесь оставить след в истории человечества). Поэтому ваш душевный комфорт (необходимый для решения приоритетной задачи) гораздо важнее отстаивания моральных ценностей. Иными словами, ваше отношение к коллеге может формироваться исходя из его ценности для процесса, а не его моральных качеств.
Профессиональный подлец, при желании, может стать приятнее порядочного дилетанта. Конечно, у всего есть предел. Хотя, выбор за вами дорогие читатели. Идеалисты, остающиеся верными своим принципам, вызывают глубокое уважение. Это вопрос ваших приоритетов.
Людей, вызывающих раздражение своей бесцеремонностью, возможно научится не замечать (есть такая технология), выводя из процесса восприятия. Восприятие любого человека может быть гибким, нужно лишь прилагать усилия к получению необходимого результата.
Ну, и наконец, умение коммуницировать. Люди все разные, так или иначе конфликты случаются. И в ситуации, когда идёт «накал страстей», важно наладить контакт с конфликтующей стороной и найти компромиссное решение.
Опять же, при этом важно видеть ситуацию с разных эмоциональных точек зрения (гибкое эмоциональное восприятие), ибо защита только своих интересов к компромиссу не приведёт. Но это уже тема для отдельной статьи (связь коммуникативных навыков с восприятием).