Зрелость или зависимое поведение?

Зрелость или зависимое поведение?

Мамы папы, будущие мамы и папы, а так же их родители, а так же и их родители.

independence1Поговорим немного о «зависимом поведении». О том феномене, который лежит в основе таких паталогических форм поведения как: алкоголизм, наркомания, игромания. Как же формируются подобные формы поведения, и как они проявляются в жизни?

Конечно, как вы и знаете,  бóльшая часть формируется в детстве, при непосредственном участии наших родных и близких. Именно они (или уже вы, в свою очередь) являются источником формирования. Ребёнок растёт, и наша задача его оградить и научить.

independence2С «оградить» более или менее всё понятно, как это делать: когда он голоден – кормить, когда болен – лечить, когда холодно – одеть, когда ветрено – закутать, когда нужно поступать в ВУЗ – заплатить взятку, когда наступит время призыва – отмазать, ухажёров (если это девочка) – спустить с лестницы, открыв ребёнку глаза на их неполноценность, избранниц – очернить.

Понятный алгоритм: возникшую опасность необходимо ликвидировать. И это часто идёт вразрез с «научить». Те, кто когда нибудь руководил людьми, сразу меня поймут. Тактически проще делать работу самому, свою и за … – и быстрее и лучше. Правда, до какого-то объёма. Объём задач растёт, ты уже не справляешься, подчинённые к самостоятельной работе не привыкли, ответственность в условиях цейтнота не передашь, да и некому. В общем, спасает то, что в сутках 24 часа, и спать можно не каждую ночь. Работа как-то делается, и подчинённые тоже как-то функционируют.

«Научить», наверно, неправильное слово. Не научить, а подготовить. Да, наша задача не просто научить, а подготовить ребёнка к сложностям жизни. Мало оградить и решить проблему, необходимо дать возможность поучаствовать в ликвидации опасности. И, по мере взросления, наша доля участия уменьшается, а его или её увеличивается. Это в идеале.

independence3А на практике? А на практике мы поступаем как проще, делая упор на внешюю часть, забывая о внутренней (уровень подготовки ребёнка), тем самым формируя зависимое поведение и закрепляя его многократным повторением в сходных ситуациях. Ребёнок как бы живёт в искуственных условиях. Нет ощущения ограничивающей опасности. Ведь все опасности волшебным образом снимаются. С одной стороны. А с другой, все решения принимаются родными (авторитаризм, гиперопека). С одной стороны – жизнь без тормозов, с другой – привычка опираться на чужие решения. Ребенок привыкает жить чужой жизнью.

Такое заметно когда юноша или девушка необходимость своего обучения в ВУЗе объясняют желанием родных, а не собственным желанием с помощью данного процесса решить свои проблемы (служба в армии) или реализовать мечты (интересная, выгодная работа). Или, когда 30-, 40-, 50-летнего ребёнка приводит уже пожилая мама устраиваться на работу, к врачу.

Конечно, хочется, чтобы у ребёнка всё складывалось удачно: в срок заканчивал школу, не терял годы перед поступлением в хороший ВУЗ, выбрал хорошую партию, а не это «беспородное недоразумение с кучей пороков», и учился на чужих (наших) ошибках. Но, не давая ошибиться, принять собственное, пусть не совсем правильное, решение, мы лишаем подготовку, самого основного – практики, которая, в свою очередь, даёт ощущение реального мира и возможности самостоятельной своей жизни.

Опубликовано:10.06.2015Сергей Юрьевич Боровиков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Введите правильное число в пустое поле Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.